Стать капитаном на яхте? Легко! Права получи только
Стать капитаном на яхте? Легко! Права получи только
Отдых на яхте от года к году становится всё популярнее. Морей и озёр в России много, есть где развернуться. Можно, конечно, не заморачиваться и яхту арендовать, чтобы просто наслаждаться отдыхом, а рулить будет кто-то другой. Но кто мешает самому покапитанствовать?
В целом процедура становления капитаном не сложнее получения автомобильных прав. Прежде всего, разумеется, нужна яхта. С ней проще всего: можно купить, а можно просто арендовать. А вот затем кандидат в суровые мореманы должен получить права, или точнее – лицензию на право управления яхтой и сдать экзамен. Всё как в автошколе.
По аналогии с автомобильными правами яхтенные лицензии бывают разные
в зависимости от:
- типа судна;
- места его использования;
- целей применения.
Скажем, запланировали вы покататься под парусом по Чёрному морю – вполне достаточно будет лицензии ГИМС. А вот чтобы поплыть дальше, нужны будут совсем другие типы лицензий – IYT, ISSA, RYA. Увы, универсальной лицензии «на все случаи жизни» нет. Поэтому надо определяться заранее, какая именно Вам нужна, чтобы не попасть впросак.
На самом Чёрном море…
Ограничимся пока им. Сразу следует сказать, что существуют 3 типа удостоверений:
- ГИМС МЧС;
- Минтранса;
- ВФПС.
«Страшная» аббревиатура ГИМС расшифровывается как «Государственная инспекция по маломерным судам». Эта организация регистрирует маломерные суда (до 20 метров в длину и вместимостью до 12 человек) и аттестует их владельцев. Обучением тут не занимаются, придётся найти где-нибудь соответствующие курсы.
Аттестация – это аналог экзамена в автошколе. Вам потребуется предъявить документ о том, что вы прошли обучение яхтенному делу, справку от врача, две цветные фотографии 3х4 см без уголка и паспорт. Сдача состоит из теоретической и практической частей. По окончании Вы получите удостоверение, в котором указываются тип судна и район, в котором ему позволено курсировать.
Ранее удостоверения ГИМС выдавались только на русском, что сильно ограничивало их использование за рубежом. Теперь же русский текст дублируется английским. Фактически теперь удостоверение ГИМС является аналогом ICC — International Certificate of Competence. Этот сертификат является попыткой Европейской экономической комиссии ООН урегулировать лицензирование судоводителей.
Лицензии Минтранса РФ – это вообще не лицензии! Это дипломы о профессиональном образовании и окончании федеральных государственных морских и речных учебных заведений. На «выходе» получается настоящий, без каких-либо преувеличений капитан. Наличие такого диплома даёт возможность вести профессиональную, в том числе коммерческую деятельность с правом найма. И рулить можно будет судами, чья длина превышает 20 м.
Также право управлять яхтой можно получить во Всероссийской федерации парусного спорта – ВФПС. Для получения удостоверения федерации Вам вовсе не обязательно становиться профессиональным яхтсменом. Достаточно окончить курс «Яхтенный рулевой дневного плавания» в любой из парусных школ, внесённых в реестр ВФПС. После этого Вы получите возможность управлять парусной яхтой во внутренних водах России в светлое время суток не далее 20 морских миль от побережья. Обучение состоит из 30-часовой теоретической части и недельной практики. Впрочем, обучение в ВФПС всё же более ориентировано на спортсменов.
А если дальше?
С отечественными лицензиями более-менее разобрались. Но как быть за границей?
Если вы собираетесь ходить под парусом в международных водах, лучше озаботиться получением сертификата британской RYA (Royal Yachting Association) или канадской IYT (International Yacht Training) Worldwide.
Основная разница – в языке обучения. RYA ведут процесс учёбы исключительно на английском языке.
Если у вас с ним проблемы, лучше выбрать IYT – там можно найти курсы на языке страны, в которой располагается школа. В России есть несколько лицензированных по системе IYT. Впрочем, английскую морскую терминологию заучить всё равно придётся. Международный язык общения как-никак. Но русскоязычный инструктор, безусловно, облегчит учёбу.
И по какой бы программе вы ни обучались, вам потребуется доказать свои теоретические знания и иметь за плечами минимум декаду в море и порядка 200 морских миль пройденного пути.
Курс, после окончания которого Вы сможете занять место у штурвала яхты, в системе IYT называется Bareboat Skipper, а в системе RYA – уже упоминавшийся Day Skipper. Обучение включает в себя теоретический и практический курсы. На теорию отводится около 40 часов, затем следует финальный экзамен. Практика проходит группой на яхте в течение 1-2 недель в спокойной акватории под руководством инструктора. Студенты, прошедшие этот уровень обучения, смогут управлять крейсерскими яхтами длиной до 24 м днём в хорошую погоду не далее 20 миль от берега. А арендовать яхту можно будет в любой стране мира.
Упомянем ещё одну ассоциацию, выдающую лицензии на право управления яхтами, – ISSA – International Sailing School Association (Международная ассоциация яхтенных школ). Это недавно появившаяся европейская общественная организация, имеющая штаб-квартиру в Польше, активно набирает популярность тем, что выдаёт бессрочные лицензии с правом ночного управления. Но существует устойчивое мнение, что в этой организации «рулят» руководители яхт-школ, изгнанные из IYT за торговлю лицензиями и теперь на новой базе облегчающие получение шкиперских прав тем, кто не смог их получить в RYA и IYT.
…Но есть нюанс!
Вы можете удивиться, но наличие прав RYA или IYT не позволит Вам ходить под парусом во внутренних водах России. Для этого необходимо иметь лицензию ГИМС, иначе выйти в море на парусной яхте Вам не разрешат. Увы, закон суров, но он таков.
Так что обращаться в ГИМС МЧС за сертификатом нужно любому россиянину, решившему стать владельцем маломерного парусного или парусно-моторного судна. Впрочем, как писалось выше, особых сложностей в получении нет, главное – желание. Ну и наличие школы, в которой Вас могут подготовить к сдаче экзаменов. В основном они, естественно, базируются на берегах морей и крупных водохранилищ. В Новороссийске такие тоже имеются, можно обратиться, например, в «7 узлов» – один из яхт-клубов на побережье. В ближайшем будущем здесь планируют проводить не только обучение, но и аттестацию на получение лицензии ГИМС, для чего сейчас нужно ездить в Москву или Питер.
В любом случае помните: море любит подготовленных! Поэтому выбирайте школу, в которой не просто берут за обучение деньги, а дают реальные теоретические знания, где практика не ограничивается парой-тройкой выходов в море, а безопасность стоит во главе угла. Ибо как сказал один шеф-инструктор: «Чтобы выйти в море, нужны лицензии, а чтобы вернуться – знания!»